Классификация грузов
В общем понимании груз – это объекты, предметы, материалы, подлежащие транспортировке с помощью различных видов воздушного, наземного и водного транспорта. Организация транспортировки грузов – это целый ряд действий, направленных на подготовку к погрузке/разгрузке, хранению и непосредственной перевозке. Выбор подходящих ТС, упаковки, соответствующих условий эксплуатации и многого другого определяется в зависимости от вида груза.
Все грузы можно классифицировать по множеству различных критериев:
1. Физическое состояние:
- жидкие;
- твердые;
- газообразные;
- пластичные;
- сыпучие.
2. Масса:
- тяжеловесные (масса груза — более полутонны);
- легковесные (80 кг и менее);
- обычные (масса штучных предметов — до 250 кг; вес грузов, загружаемых накатом — до полутонны).
3. Размер:
- малогабаритные (грузы, размер которых не превышает параметры 1200 х 1000 х 1000 мм);
- габаритные (грузы, размеры которых допускают их перевозку по обычным дорогам);
- крупногабаритные (грузы, перевозка которых осуществляется только по специальным разрешениям, в связи с габаритами, выступающими за пределы ТС).
4. Наличие тары:
- тарные;
- безтарные.
5. Способ погрузки-выгрузки:
- насыпные;
- наливные;
- навалочные;
- катные;
- переносные.
6. Способ перевозки:
- наливные (безтарные грузы в жидком или полужидком состоянии);
- штучные (грузы в таре.);
- навалочные (грузы, перевозящиеся без тары, навалом).
7. Условия транспортировки:
- режимные (на протяжении транспортировки требуют поддержания определенных климатических условий);
- нережимные (при перевозке не нуждаются в определенной температуре, влажности и других особых условиях).
8. Физико-химические свойства:
- хрупкие;
- самовозгорающиеся;
- огнеопасные;
- ядовитые;
- окисляющиеся и т.д.
9. Условия хранения:
- обычные (грузы, которые не требуют особых условий);
- специфические (грузы, требующие специальных условий).
Для успешной перевозки материалов, товаров, продуктов питания транспортировщик должен быть ознакомлен с транспортной характеристикой груза: его габаритами, массой, упаковкой, физико-химическими и другими вышеперечисленными свойствами. Это позволит определить подходящий способ и условия перевозки и погрузки-выгрузки, избежать повреждений, порчи транспортируемых веществ, товаров, материалов.
Для удобства все грузы, перевозимые в автомобилях, делятся на четыре класса:
- класс I– с коэф. = 1,0;
- класс II– с коэф. = 0,71- 0,99;
- класс III – с коэф. = 0,51- 0,70;
- класс IV– с коэф. = 0,41- 0,50.
Класс учитывается в тарифах на перевозку единицы груза, а также способствует качественному исполнению процессов перевозки, верному выбору способа погрузки-выгрузки, хранения, транспортировки груза.
Железнодорожники разделяют грузы на:
- навалочные;
- насыпные (без упаковки загружаются в крытые вагоны);
- наливные (транспортируются в вагонах-цистернах, спец. контейнерах);
- таро-штучные (принимаются от отдаются в соответствии с количеством штук, указанных в сопроводительном документе).
Опасные грузы
Особое внимание грузоперевозчики уделяют предметам и веществам, которые относятся к категории опасных. Опасными грузами принято считать вещества, предметы, которые представляют потенциальную опасность для жизни здоровья человека, могут нанести урон безопасности инфраструктуры и движущимся рядом транспортным средствам в силу присущих им специфических физико-химических свойств.
Опасные грузы имеют следующую классификацию:
- взрывчатые вещества;
- газы;
- жидкости, которые могут воспламеняться;
- воспламеняющиеся твердые вещества, а также самовозгорающиеся и выделяющие опасные газы при соприкосновении с водой вещества;
- органические перекиси и окисляющие вещества;
- ядовитые вещества;
- радиоактивные/ инфекционные вещества;
- едкие и коррозионные вещества;
- прочие опасные вещества.
В специальных документах, сопровождающих груз в пути, отправитель и перевозчик должны отметить характер опасности транспортируемых товаров («Самовоспламеняется», «Может окисляться» и т.д.).
Помимо обязательной маркировки, отправитель груза обязан нанести на каждую единицу груза его наименование и специальный знак опасности. Некоторые особо опасные виды грузов должны при транспортировке должны сопровождаться проводниками отправителя или получателя груза.
Межгосудасртвенные стандартны, регламентирующие грузообработку:
- Погрузочные и разгрузочные работы: ГОСТ 12.3.009-76 ССБТ;
- Производственная тара: ГОСТ 12.3.010-82 ССБТ;
- Перемещение груза на предприятиях (требования безопасности): ГОСТ 12.3.020-80 ССБТ;
- Маркировка: ГОСТ 14192-96;
- Опасные грузы: ГОСТ 19433-88;
- Производственная тара: ГОСТ 19822-88.