Классификация грузов

В общем понимании груз – это объекты, предметы, материалы, подлежащие транспортировке с помощью различных видов воздушного, наземного и водного транспорта. Организация транспортировки грузов – это целый ряд действий, направленных на подготовку к погрузке/разгрузке, хранению и непосредственной перевозке. Выбор подходящих ТС, упаковки, соответствующих условий эксплуатации и многого другого определяется в зависимости от вида груза.

Все грузы можно классифицировать по множеству различных критериев:

1. Физическое состояние:

  • жидкие;
  • твердые;
  • газообразные;
  • пластичные;
  • сыпучие.

 

2. Масса:

  • тяжеловесные (масса груза — более полутонны);
  • легковесные (80 кг и менее);
  • обычные (масса штучных предметов — до 250 кг; вес грузов, загружаемых накатом — до полутонны).

 

3. Размер:

  • малогабаритные (грузы, размер которых не превышает параметры 1200 х 1000 х 1000 мм);
  • габаритные (грузы, размеры которых допускают их перевозку по обычным дорогам);
  • крупногабаритные (грузы, перевозка которых осуществляется только по специальным разрешениям, в связи с габаритами, выступающими за пределы ТС).

 

4. Наличие тары:

  • тарные;
  • безтарные.

 

5. Способ погрузки-выгрузки:

  • насыпные;
  • наливные;
  • навалочные;
  • катные;
  • переносные.

 

6. Способ перевозки:

  • наливные (безтарные грузы в жидком или полужидком состоянии);
  • штучные (грузы в таре.);
  • навалочные (грузы, перевозящиеся без тары, навалом).

 

7. Условия транспортировки:

  • режимные (на протяжении транспортировки требуют поддержания определенных климатических условий);
  • нережимные (при перевозке не нуждаются в определенной температуре, влажности и других особых условиях).

 

8. Физико-химические свойства:

  • хрупкие;
  • самовозгорающиеся;
  • огнеопасные;
  • ядовитые;
  • окисляющиеся и т.д.

 

9. Условия хранения:

  • обычные (грузы, которые не требуют особых условий);
  • специфические (грузы, требующие специальных условий).

 

Для успешной перевозки материалов, товаров, продуктов питания транспортировщик должен быть ознакомлен с транспортной характеристикой груза: его габаритами, массой, упаковкой, физико-химическими и другими вышеперечисленными свойствами. Это позволит определить подходящий способ и условия перевозки и погрузки-выгрузки, избежать повреждений, порчи транспортируемых веществ, товаров, материалов.

Для удобства все грузы, перевозимые в автомобилях, делятся на четыре класса:

  • класс I– с коэф. = 1,0;
  • класс II– с коэф. = 0,71- 0,99;
  • класс III – с коэф. = 0,51- 0,70;
  • класс IV– с коэф. = 0,41- 0,50.

 

Класс учитывается в тарифах на перевозку единицы груза, а также способствует качественному исполнению процессов перевозки, верному выбору способа погрузки-выгрузки, хранения, транспортировки груза.

Железнодорожники разделяют грузы на:

  • навалочные;
  • насыпные (без упаковки загружаются в крытые вагоны);
  • наливные (транспортируются в вагонах-цистернах, спец. контейнерах);
  • таро-штучные (принимаются от отдаются в соответствии с количеством штук, указанных в сопроводительном документе).

 

Опасные грузы

Особое внимание грузоперевозчики уделяют предметам и веществам, которые относятся к категории опасных. Опасными грузами принято считать вещества, предметы, которые представляют потенциальную опасность для жизни здоровья человека, могут нанести урон безопасности инфраструктуры и движущимся рядом транспортным средствам в силу присущих им специфических физико-химических свойств.

Опасные грузы имеют следующую классификацию:

  • взрывчатые вещества;
  • газы;
  • жидкости, которые могут воспламеняться;
  • воспламеняющиеся твердые вещества, а также самовозгорающиеся и выделяющие опасные газы при соприкосновении с водой вещества;
  • органические перекиси и окисляющие вещества;
  • ядовитые вещества;
  • радиоактивные/ инфекционные вещества;
  • едкие и коррозионные вещества;
  • прочие опасные вещества.

 

В специальных документах, сопровождающих груз в пути, отправитель и перевозчик должны отметить характер опасности транспортируемых товаров («Самовоспламеняется», «Может окисляться» и т.д.).

Помимо обязательной маркировки, отправитель груза обязан нанести на каждую единицу груза его наименование и специальный знак опасности. Некоторые особо опасные виды грузов должны при транспортировке должны сопровождаться проводниками отправителя или получателя груза.

Межгосудасртвенные стандартны, регламентирующие грузообработку:

  • Погрузочные и разгрузочные работы: ГОСТ 12.3.009-76 ССБТ;
  • Производственная тара: ГОСТ 12.3.010-82 ССБТ;
  • Перемещение груза на предприятиях (требования безопасности): ГОСТ 12.3.020-80 ССБТ;
  • Маркировка: ГОСТ 14192-96;
  • Опасные грузы: ГОСТ 19433-88;
  • Производственная тара: ГОСТ 19822-88.