Что не могут поделить перевозчики с дальнобойщиками

На днях в Петербурге прошел «круглый стол» на тему «Как решить проблемы автогрузоперевозчика?». Проводила его Ассоциации «Грузавтотранс» совместно с Движением автомобилистов «12 тонн». Приглашены были все заинтересованные лица. Так что появлению в зале представителей питерского Объединения перевозчиков России (ОПР) никто не удивился…

Наоборот, предполагалось, что они придадут дополнительный «импульс» обсуждениям. Чтобы во время данного «круглого стола», определив «болевые точки» профессии, общими усилиями найти способы их «лечения».

А наболевшего немало. Среди наиболее острых на сегодня проблем — законность взимания штрафов за перегруз. В соответствии с действующим законодательством, если автоматизированная система весового контроля выявила нарушение, то фура должна быть направлена на контрольное взвешивание. На деле же часто эту процедуру не проводят. А собственнику через какое-то время приходит так называемое «письмо счастья». Сумма штрафа может доходить до 500 тысяч рублей.

— Я столкнулся с подобным не так давно в Костромской области, — рассказал Вячеслав Дорожкин, водитель фуры с многолетним стажем. — Проехал до этого через несколько регионов, никаких нарушений с грузом зафиксировано не было, и вдруг костромичи определяют у меня превышение на 2,5 тонны. Как такое может быть? Пытался объяснить им, что груз у меня наливной, возможно, площадка неровная, и он сместился, дав дополнительную нагрузку на ось. Но меня даже слушать не стали. Через некоторое время получаю квитанцию на оплату штрафа в 150 тысяч рублей. Съездил, «заработал»…

Подобное случается постоянно со многими перевозчиками. И не только в Костромской области, но во многих российских регионах. Проблема, как выяснилось, в том, что у нас в стране два действующих федеральных закона об автомобильных дорогах и дорожной деятельности. В одном речь идет о весах автоматических, в другом — автоматизированных. В реальности же — это две большие разницы. Что «тянет» за собой откровенное игнорирование проверяющими на дорогах требования о контрольном взвешивании.

И поскольку в правовых документах одни и те же весы именуются по-разному, оспорить выписанные штрафы непросто. Продолжил тему Владимир Трошкин, работающий на рынке автотранспорта 25 лет.

— За последние пару лет нашей компании пришлось продать большую часть своей техники, — говорит он. — Из тысячи самосвалов осталось у нас сейчас всего 17 машин. Работать в условиях, когда действующие федеральные законы в стране либо давно устарели, либо противоречат один другому, невозможно. Имею в виду ФЗ, касающийся допустимых нагрузок на автомобильную ось. Сейчас это восемь тонн. Соответствующие правила были приняты еще в 1960-е годы и давно не отвечают реалиям.

По словам Владимира Петровича, если средний вес машины разделить на количество осей, то на каждую из них можно будет дополнительно взять всего две тонны груза, не больше. Но ведь сами фуры нынче другие, по мощности их не сравнить с теми, что курсировали по дорогам СССР. По мнению Трошкина, проволочки с принятием решения по данному важному вопросу только способствуют коррупции.

У водителей фур, в сущности, нет иных вариантов, как только дать взятку проверяющим на дорогах, и ехать дальше, иначе бизнес быстро прогорит. Что, собственно, уже и происходит.

— За последние пять лет ситуация только ухудшилась, работать с габаритными перевозками в правовом поле стало невозможно, — сетует Наталья Тимофеева, экс-руководитель петербургского Управления механизации-242. Фирма много лет специализировалась на перевозках крупнотоннажного и крупногабаритного груза, но недавно вынуждена была прекратить свою работу. — На нашем рынке полный беспредел. Выросли налоги. Постоянно растут штрафы, не всегда даже понимаешь, за что они вообще выписаны. От полицейского сопровождения грузов, которое мы практиковали в целях безопасности доставок, пришлось отказаться из-за резко подскочивших цен. Никуда не ушел и вопрос коррупции.

Словом, что ни выступление, то крик души. Тут бы и обсудить возможные пути решения проблем. Разве не для этого собрались? Однако чем острее был поднятый вопрос, тем громче крики — самые что ни на есть настоящие, с задних рядов конференц-зала. Громче, а также грубее. Выяснилось — это «взял слово», не вставая с места, Сергей Владимиров, глава питерского отделения Объединения перевозчиков России (ОПР). Его претензии к коллегам из Ассоциации «Грузавтотранс» в том, что те… продались чиновникам — ни больше, ни меньше!

Ведущий «круглого стола» президент Ассоциации Владимир Митягин пытался нормализовать обстановку. Спросила, какие проблемы грузоперевозчиков удалось решить его общественной организации за шесть лет существования.

— Одной из важнейших наших побед считаю решение вопроса с ГИБДД, там отказались от непрофильного для себя весового контроля, передав эти функции Ространснадзору, — ответил Владимир Васильевич. — Мы добивались этого с 2011 года.

Коррупционная составляющая на дорогах упала после этого в разы. Добились также снижения в десять раз (я подчеркиваю — в десять раз!) тарифов на «Платон».

«СП»: — К слову, о «Платоне». На днях появилась информация, что тариф в этой системе взимания платы за проезд большегрузных автомобилей по федеральным трассам может быть проиндексирован в 2018 году…

— На самом деле, денежный сбор — это нормальное явление, свойственное любой цивилизованной стране. А индексация касается ведь не только разного рода тарифов… Для нас важно, чтобы деньги, собранные с помощью «Платона», расходовались целенаправленно. А именно: на ремонт дорог, строительство мостов и путепроводов, улучшение инфраструктуры. При этом необходимы, конечно, гарантии, что деньги водителей не уйдут в чей-то личный карман. Надеемся получить их от Минтранса РФ.

Открытым остается пока вопрос и со штрафстоянками. Они просто бич перевозчиков. Редко кто не оказывался там из-за тех проблем с весогабаритным контролем, о которых здесь уже говорилось. Что интересно, регламент прописывает, за что и почему ставить машину на штрафстоянку, а вот как забирать её оттуда — нет. Водителям приходится «договариваться». Мы уже отправили запрос в Генеральную прокуратуру РФ о необходимости проверки законности штрафов за перегруз, о штрафстоянках.

Кроме того, продолжаем начатую ещё несколько лет назад работу в специальных рабочих группах, созданных при профильных департаментах Минтранса РФ. Регулярно общаемся с главой правительства Дмитрием Медведевым. Если шесть лет назад получали в основном отписки на свои запросы и предложения, то сейчас контакт с государственными структурами у нас достаточно «плотный», как говорят в таких случаях, ведем конструктивный диалог. До 60% наших предложений учитывается при разработке тех или иных нормативных актов.

Тут бы представителям ОПР развить тему, заострить внимание на каких-то, возможно, не озвученных ещё проблем. И не выкриками с места, а конкретными фактами. Но нет.

«СП»: — Похоже, вы не ладите с коллегами? — снова обращаюсь к Митягину. — Мы предлагаем им диалог, а они отвечают — зачем это надо? В ОПР больше политикой занимаются, чем экономикой.

Крик с места Сергея Владимирова: «Экономика и политика неотделимы друг от друга!». Тут он, безусловно, прав. Но, опять-таки, зачем кричать? Явно что-то не ладится в отношениях двух заинтересованных сторон в одном важном для тысяч и тысяч перевозчиков деле.

— Основная наша цель — это донести мнение перевозчиков до власти, ради этого создавали Ассоциацию, — вступает в разговор Сергей Грачев, вице-президент «Грузавтотранса». — Для этого необходимо выработать консолидированное мнение всех, кто работает на рынке автоперевозок. Тем более что сейчас у нас установились хорошие контакты с членами правительства РФ, чем, безусловно, нужно воспользоваться.

Но что получается? Ставим на коллегии правительства РФ вопрос о снижении штрафов в системе «Платон». Тут же встает представитель некой фирмы и заявляет, что наказание в 500 тысяч для них не проблема, говорить не о чем. Затем другой представитель выдвигает свои требования… Так никогда ничего не решим.

«СП»: — И что предлагаете? — Нам всем надо чаще собираться. Активнее использовать также соцсети. Ведь многие ребята, в том числе, имеющие свои интересные предложения, постоянно в дороге, они не должны оставаться в стороне от обсуждений, принятия решений. Скажем, сейчас мы в нашей Ассоциации подготовили закон, регламентирующий работу штрафстоянок. Однако никак не можем довести его до всех. Сказывается, с одной стороны, загруженность, озабоченность выживанием на рынке. С другой — некие обиды, преимущественно, личного плана. Не способствует всё это успеху в общем деле.

Серия «круглых столов», начатая «Грузоавтотрансом» в Петербурге, продолжится в других регионах страны и продлится до конца октября. В свою очередь ОПР проводит сейчас 2-й этап автопробега «Москва-Владивосток», для того, чтобы (цитирую) «найти точки соприкосновения с другими Движениями для реализации общей цели изменения ситуации в стране».

Источник: https://cargolink.ru/ls/blog/10466.html