Маркировка груза

Существует стандарт, который закрепляет нормы маркировки транспортной тары для грузов. Он носит название ГОСТ 14192 — 77 и применяется при таких мероприятиях, как:

  • хранение товара;
  • работы по погрузке и разгрузке;
  • доставка транспортом любого типа.

Он не применяется в случаях маркировки с такими грузами, как:

  • опасные;
  • требующие особых условий гигиены или режима карантина;
  • скоропорятщиеся.

 

markirovka-transportnoj-tary

Также этот ГОСТ на касается маркировки рекламного характера.

На маркировке обязательно должен присутствовать отличительный текст и знаки-предупреждения. Текст представляет собой первостепенные и дополнительные фразы. К первым относится имя получателя и место прибытия груза. Ко вторым можно причислить:

  • массу грузового места (брутто и нетто в кг) и параметры загружаемого участка (если они больше, чем 1 м): длина, высота и ширина;
  • имя отправителя;
  • место отбытия груза;
  • порядковые номера грузовых мест и их число (с использованиям знака дроби при указании);
  • условные обозначения уже упакованного товара (находятся на месте числителя дроби, после которой идет порядковый номер).

 

В качестве предупредительных знаков обозначаются меры по безопасному обращению с перевозимым товаром:

  • «осторожно, хрупкое!»;
  • «крюками непосредственно не брать»;
  • «верх, не кантовать»;
  • «боится нагрева»;
  • «место строповки»;
  • «боится сырости»;
  • «центр тяжести»;
  • «герметичная тара»;
  • «боится излучения».

В случаях, когда необходимо проставить маркировку-предупреждение, целесообразно указывать на таре такие значения, как: ВЕРХ, ВВЕРХ, СТЕКЛО или ЭТОЙ СТОРОНОЙ ВВЕРХ. Также бывают данные о содержании груза в сухом месте, в замороженном виде или о том, что перевозится скоропортящийся продукт.

В отдельных ситуациях применяются стрелки-указатели или стрелки-дополнения обозначений ВЕРХ и ВВЕРХ. Они располагаются так, чтобы не делать темнее знаки всех маркировок.

Выжимка из межгосударственного стандарта маркировки грузов

Транспортировка грузов подразумевает размещение разного рода информации. Однако порядковый номер участка и число грузовых мест могут быть заменены на:

  • полное число пакетов из партии — для числителя;
  • численность погрузочных мест пакета и его порядковое обозначение в скобках — для знаменателя.

 

Если изделие без упаковки, то можно ставить нужное обозначение на него.

На всех грузовых местах обязательно должны стоят надписи с предупреждениями. Эти манипуляционные обозначения наносятся на левые верхние углы двух стенок тары, стоящих по соседству. Бочки и барабаны могут иметь эти знаки на днище или корпусе, а также стороне мешка.

Выдержки из правил нанесения обозначений:

Знак № 9 наносится на две противоположные стороны тары. Также допустимо разместить это обозначение на ярлыках груза без упаковки или прямо на нем.

Знак № 12 размещают на боковой и торцовой поверхностях упаковки, которые находятся по соседству. Это должно быть место проекции реального центра тяжести объекта на эти стороны. Грузы открытого подвижного состава предусматривают дополнительное нанесение этого знака на верхнюю и нижнюю поверхность упаковки.

Способы нанесения маркировки:

  • типографский;
  • литографский;
  • электролитический;
  • окраска по трафарету;
  • штемпелевание;
  • выжигание;
  • штамповка;
  • продавливание;
  • печатание на машинке;
  • маркировочный.

 

Ярлыки могут содержать имя адресата и обозначение конечного пункта в четком и разборчивом виде. Также на них и на самой таре могут наноситься число мест для груза и нумерация размещения в партии вручную. Однако при таком обстоятельстве надписи обязательно должны сохраняться до прибытия груза к адресату.

Ярлыки крепятся к грузу или его упаковке при помощи таких средств, как:

  • клей;
  • болты;
  • шурупы;
  • проволока;
  • шпагат.

 

Все эти инструменты обеспечивают безопасную транспортировку груза и сохраняют его маркировку в первоначальном виде. В некоторых случаях красящий компонент должен быть устойчив к:

  • воде;
  • свету;
  • тропическому климату;
  • соли;
  • высоким и низким температурам.

Манипуляционные значения должны быть в темном цвете. Для их размещения выбирают поверхность, контрастирующую с их оттенком (светлую для темного и наоборот).

Обозначения могут выглядеть так:

  1. Знак № 1 — красный цвет на светлом участке при железнодорожных грузоперевозках.
  2. Знак № 6 — голубой цвет на поверхности светлого оттенка.
  3. Знак № 13 — красный цвет.
  4. Знак № 3 — может быть без капель дождя.

 

Манипуляционные знаки могут иметь просветы.

Указание того, что такие значения необходимы, есть в стандартах и нормативах, которые относятся к продукции. Ярлыки, созданные с использованием типографского способа, обязаны иметь знак, которые расположен как минимум в 5 мм от его границы. На таре не может быть надписей 3-х и 6-миллиметрового шрифта.

В качестве надписей может быть информация с:

  • номером контракта/заказа иностранного покупателя;
  • номером заказа-наряда и грузового места;
  • наименованием пункта назначения;
  • значениях товарных знаков и марок получателя груза;
  • данных о станции и дороге.

 

Обозначения бывают выполнены в виде дробных чисел.

Также допускается нанесение дополнительных надписей. Ими могут стать полные и условные наименования экспортирующих организаций и пункты отправки. Информационная гравировка — это любые параметры груза, товарные знаки и номер тары.

Формулировка «Многооборотная» обязательно должно быть нанесено на тару соответствующего типа. Производитель обязан нанести маркировку, которая характеризует тару. Единственное исключение — мешки. Их характеристика может содержаться на кипе или пачке — том, во что мешок упакован.

Характеристика тары наносится на:

  • бочки;
  • ящики;
  • барабаны;
  • дно баллонов.

 

Информация наносится на тару любым из указанных ниже путей:

  • трафаретное окрашивание, штемпелевание и выжигание (деревянный);
  • типографский способ и штемпелевание (картонный);
  • выдавливание и применение трафарета (металлический);
  • с помощью пресс-формы (пластмассовый).