Маркировка груза
Существует стандарт, который закрепляет нормы маркировки транспортной тары для грузов. Он носит название ГОСТ 14192 — 77 и применяется при таких мероприятиях, как:
- хранение товара;
- работы по погрузке и разгрузке;
- доставка транспортом любого типа.
Он не применяется в случаях маркировки с такими грузами, как:
- опасные;
- требующие особых условий гигиены или режима карантина;
- скоропорятщиеся.
Также этот ГОСТ на касается маркировки рекламного характера.
На маркировке обязательно должен присутствовать отличительный текст и знаки-предупреждения. Текст представляет собой первостепенные и дополнительные фразы. К первым относится имя получателя и место прибытия груза. Ко вторым можно причислить:
- массу грузового места (брутто и нетто в кг) и параметры загружаемого участка (если они больше, чем 1 м): длина, высота и ширина;
- имя отправителя;
- место отбытия груза;
- порядковые номера грузовых мест и их число (с использованиям знака дроби при указании);
- условные обозначения уже упакованного товара (находятся на месте числителя дроби, после которой идет порядковый номер).
В качестве предупредительных знаков обозначаются меры по безопасному обращению с перевозимым товаром:
- «осторожно, хрупкое!»;
- «крюками непосредственно не брать»;
- «верх, не кантовать»;
- «боится нагрева»;
- «место строповки»;
- «боится сырости»;
- «центр тяжести»;
- «герметичная тара»;
- «боится излучения».
В случаях, когда необходимо проставить маркировку-предупреждение, целесообразно указывать на таре такие значения, как: ВЕРХ, ВВЕРХ, СТЕКЛО или ЭТОЙ СТОРОНОЙ ВВЕРХ. Также бывают данные о содержании груза в сухом месте, в замороженном виде или о том, что перевозится скоропортящийся продукт.
В отдельных ситуациях применяются стрелки-указатели или стрелки-дополнения обозначений ВЕРХ и ВВЕРХ. Они располагаются так, чтобы не делать темнее знаки всех маркировок.
Выжимка из межгосударственного стандарта маркировки грузов
Транспортировка грузов подразумевает размещение разного рода информации. Однако порядковый номер участка и число грузовых мест могут быть заменены на:
- полное число пакетов из партии — для числителя;
- численность погрузочных мест пакета и его порядковое обозначение в скобках — для знаменателя.
Если изделие без упаковки, то можно ставить нужное обозначение на него.
На всех грузовых местах обязательно должны стоят надписи с предупреждениями. Эти манипуляционные обозначения наносятся на левые верхние углы двух стенок тары, стоящих по соседству. Бочки и барабаны могут иметь эти знаки на днище или корпусе, а также стороне мешка.
Выдержки из правил нанесения обозначений:
Знак № 9 наносится на две противоположные стороны тары. Также допустимо разместить это обозначение на ярлыках груза без упаковки или прямо на нем.
Знак № 12 размещают на боковой и торцовой поверхностях упаковки, которые находятся по соседству. Это должно быть место проекции реального центра тяжести объекта на эти стороны. Грузы открытого подвижного состава предусматривают дополнительное нанесение этого знака на верхнюю и нижнюю поверхность упаковки.
Способы нанесения маркировки:
- типографский;
- литографский;
- электролитический;
- окраска по трафарету;
- штемпелевание;
- выжигание;
- штамповка;
- продавливание;
- печатание на машинке;
- маркировочный.
Ярлыки могут содержать имя адресата и обозначение конечного пункта в четком и разборчивом виде. Также на них и на самой таре могут наноситься число мест для груза и нумерация размещения в партии вручную. Однако при таком обстоятельстве надписи обязательно должны сохраняться до прибытия груза к адресату.
Ярлыки крепятся к грузу или его упаковке при помощи таких средств, как:
- клей;
- болты;
- шурупы;
- проволока;
- шпагат.
Все эти инструменты обеспечивают безопасную транспортировку груза и сохраняют его маркировку в первоначальном виде. В некоторых случаях красящий компонент должен быть устойчив к:
- воде;
- свету;
- тропическому климату;
- соли;
- высоким и низким температурам.
Манипуляционные значения должны быть в темном цвете. Для их размещения выбирают поверхность, контрастирующую с их оттенком (светлую для темного и наоборот).
Обозначения могут выглядеть так:
- Знак № 1 — красный цвет на светлом участке при железнодорожных грузоперевозках.
- Знак № 6 — голубой цвет на поверхности светлого оттенка.
- Знак № 13 — красный цвет.
- Знак № 3 — может быть без капель дождя.
Манипуляционные знаки могут иметь просветы.
Указание того, что такие значения необходимы, есть в стандартах и нормативах, которые относятся к продукции. Ярлыки, созданные с использованием типографского способа, обязаны иметь знак, которые расположен как минимум в 5 мм от его границы. На таре не может быть надписей 3-х и 6-миллиметрового шрифта.
В качестве надписей может быть информация с:
- номером контракта/заказа иностранного покупателя;
- номером заказа-наряда и грузового места;
- наименованием пункта назначения;
- значениях товарных знаков и марок получателя груза;
- данных о станции и дороге.
Обозначения бывают выполнены в виде дробных чисел.
Также допускается нанесение дополнительных надписей. Ими могут стать полные и условные наименования экспортирующих организаций и пункты отправки. Информационная гравировка — это любые параметры груза, товарные знаки и номер тары.
Формулировка «Многооборотная» обязательно должно быть нанесено на тару соответствующего типа. Производитель обязан нанести маркировку, которая характеризует тару. Единственное исключение — мешки. Их характеристика может содержаться на кипе или пачке — том, во что мешок упакован.
Характеристика тары наносится на:
- бочки;
- ящики;
- барабаны;
- дно баллонов.
Информация наносится на тару любым из указанных ниже путей:
- трафаретное окрашивание, штемпелевание и выжигание (деревянный);
- типографский способ и штемпелевание (картонный);
- выдавливание и применение трафарета (металлический);
- с помощью пресс-формы (пластмассовый).